Статьи в СМИ

14 лет наш православно-ориентированный лагерь "Ратная Застава" рекомендуют авторитетные СМИ, в том числе:

-  газета «ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК» №10 (311) за май 2005 г. http://www.synergia.itn.ru/index.php?p=3-7&dn=25

- Журнал "ФОМА" http://foma.ru/detskie-pravoslavnyie-lagerya-i-organizaczii.html

- Журнал "Нескучный сад" http://www.nsad.ru/articles/gid-po-detskim-lageryam-otdyha-gde-i-skolko

- Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.РУ http://www.pravoslavie.ru/4568.html

- Сайт Милосердие.ру https://www.miloserdie.ru/article/obzor-detskie-letnie-lagerya/

- Православное информационное агенство «Русская Линия» 

Православный медицинский сервер

- Сайт «Материнство»

- Сайт «Солнечное детство» 

- Мужской журнал для настоящих пап "БАТЯ" http://batya.cerkov.ru/stati/vmeste-s-batej/otdyx/item/1814-detskie-prav...

- Журнал «Толк и польза" (на фото - наш педагог Сухов Ю.В.) http://apmd.kz/node/339

- Сайт "Клин Православный" http://www.pravklin.ru/news/pravoslavnyj_voenno_patrioticheskij_lager_ra...

- Ежемесячный журнал для женщин «Лиза. Добрые советы» о летнем детском лагере «Ратная Застава» (№5, май 2008, стр 95)  : «Звучит немножко устрашающе. Но как выясняется, многие ребята, насидевшиеся в течение учебного года за партой, совсем не прочь посвятить две летних недели освоению рукопашного боя, скалолазанию и стрельбе из различного оружия – от лука до автомата Калашникова. Причем не только мальчики. Как правило, такие лагеря курируют силовые структуры. Детский отдых под их крылом – удовольствие доступное и полезное для формирования крепкого характера, а заодно и мускулов. В некоторых случаях кроме воспитания патриотизма в лагере ребятам могут ненавязчиво объясняться основы православия. Это «Ратная Застава» (Подмосковье), «Надежда» (Крым), «Святогор» (Белгород). Где-где, а здесь с дисциплиной все в порядке (не путать с дедовщиной!). По возвращении домой вашего шалопая будет не узнать! Такие лагеря организуются не вдруг, а на базе активно действующих в течение года детских клубов и молодежных организаций".

Статья «Зимняя сказка» о прошедшей зимней смене.

Что такое военно-патриотический лагерь?       Во-первых, это творчество. Здесь каждый может попробовать  себя в роли актера, режиссера, певца или чтеца.  Во-вторых, это военная подготовка. Как ни странно, интересна она не только мальчикам, но и девочкам. Можно побыть настоящим бойцом, снайпером, разведчиком... Да и занятия по самообороне пригодятся каждому. В-третьих, это разнообразие, когда каждый следующий день не похож на предыдущий, наполнен яркими событиями, незабываемыми впечатлениями. И, конечно, природа. Место, где находится "Ратная застава" - просто чудо! Свежий чистый воздух, бескрайние поля илеса, все в снегу. Кажется, можно оставаться здесь вечно...

Но главное-это дружба, которая навсегда объединяет, связывает крепко-накрепко всех ребят и вожатых. Здесь находишь надежную опору, ощущаешь поддержку, чувствуешь себя нужным. Вот что такое военно-патриотический лагерь!

Все это можно найти в "Ратной заставе". Только представьте восторг детей, когда они видят настоящий парашют, который можно раскрыть и собрать, все осмотреть самому; когда играют в «Зарницу» с помощью лазерных автоматов, где оказываешься в почти боевых условиях, учишься не просто стрелять, но и выбирать стратегию, укрытия; когда занимаются альпинизмом, учась завязывать настоящие узлы и поднимаясь в полной экипировке выше третьего этажа!

Огромную радость доставляют ежедневные прогулки, мероприятия. Можно бесконечно смотреть, с каким благоговением дети стоят на молитве, посещают ночную Рождественскую службу в храме , где всегда получают от прихожан подарки, конфеты, когда колядуют...

Дети ни минуты не сидят без дела. Тут они могут научится играть на гитаре, и разбирать автомат, и рисовать открытки, и почувствовать это сладостное чувство победы на многочисленных соревнованиях, брейнрингах. Им не приходится  скучать, потому что ежедневно они участвуют или в концерте, или в конкурсе актерского мастерства, или в православной викторине, или в брейн-ринге...

И как вы думаете, что лучше - провести каникулы дома у телевизора и во дворе, полном машин, или же поехать в лагерь «Ратная застава»?...

Автор: Наталья Михайлова

Статья "Ратная Застава" снова в Серпухове"

С 7 по 21 августа 2007 г. в Серпухове прошла третья летняя смена лагеря "Ратная Застава" на базе и при поддержке Серпуховского военного института Ракетных войск. В августовской смене приняли участие около 30 ребят из Москвы и Подмосковья. Некоторые из них отдыхали в лагере и в предыдущие месяцы этого лета. И это неудивительно, — по насыщенности и увлекательности программы «Ратная Застава» конкурирует с ведущими российскими детскими лагерями.

Первым сюрпризом для ребят в третьей смене стало место проживания, а точнее расположение — казарма Серпуховского военного института Ракетных войск, оборудованная спортивными объектами: турниками, штангой, гантелями, боксерской грушей, настольным теннисом, механизмом для форсированного накачивания мышц. В обстановку также входил «казарменный» кинотеатр и комната досуга с аквариумом, библиотечкой, чучелом тетерева и историко-патриотическими стендами.

Утром следующего после приезда дня вожатые и ребята молились во Владычнем монастыре на молебне на начало лагерной смены. В то время в храме находился чтимый всем Серпуховом образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Участники «Ратной Заставы» также ходили в монастырь на воскресные службы.

День лагеря начинался с подъема по команде в 8.00. К концу смены ребята научились вставать с построением за 45 секунд, как в самой настоящей армии. Далее проходила зарядка, после которой читались утренние молитвы. Позавтракав, лагерь делился на группы, которые поочередно занимались: основами Православия, скаутингом, военной подготовкой, журналистикой и историческим фехтованием.

На занятиях по военной подготовке ребята учились держаться в строю, отрабатывали основные строевые команды, изучали устройство автомата Калашникова, стреляли из пневматического и боевого оружия. Занимаясь журналистикой, участники лагеря освоили основные жанры, а также методологию анализа прессы. Историческое фехтование преподавали ребятам мастера из клубов исторической реконструкции «Трилистник» (что при Спасском храме нашего города) и «Император» (находящийся в Туле).

После обеда, тихого часа и полдника лагерь снова делился, но уже на сторонников видов спорта: футбола, волейбола и лапты. Лапта проводилась на поляне в сосновом бору. С удивлением смотрели окрестные жители. «Вот это да! Лапта-то до сих пор жива!» — восхищались седые горожане.

Отужинав, ребята рассаживались на табуретках в казарменном кинотеатре и увлеченно смотрели патриотические фильмы про войну или курсантскую жизнь. После второго ужина проходила вечерняя молитва, а затем психологический тренинг «Свечка». На «Свечке» ребята вместе с вожатыми обсуждали прожитый день и общались на актуальные темы. После следовал отбой, который нередко затягивался. Оно и понятно, — ведь впечатления после проведенного дня били через край.

Вечером одного из первых дней лагеря ребята подготовили друг для друга концерт-знакомство. Вначале выступил второй отряд. В его программе были музыкальные композиции на синтезаторе и гитаре, декламирование интересной истории про девочку и деревянного орла, а также анекдоты. Ребята первого отряда представили публике две музыкальные композиции и философскую пантомиму, вожатый отряда — Игорь Тихоновский — прочитал стихотворение.

В субботу, 11 августа участники «Ратной Заставы» посетили спортивно-развлекательный комплекс «Дракино». Вне всякого сомнения, то, что произошло там, надолго останется в памяти ребят. Все без исключения участники и даже вожатые совершили полеты на самолете АН-2 над Серпуховом и окрестностями. Пилот для большего адреналина «шалил»: делал резкие крены, пикировал, проваливался «в яму». Но двум девушкам этого оказалось недостаточно, и они спрыгнули с парашютом вместе со своими специально приехавшими папами. В качестве десерта ребятам было предложено покататься на лошадях в конно-спортивном клубе «Пегас», что они с радостью и сделали.

Другим захватывающим мероприятием была игра «Зарница» — ну, как же без нее! Но это была не та «Зарница», которую проводят в обычных лагерях. В качестве снаряжения использовались… лазерные автоматы и «умные» жилеты. Имя этому военно-игровому комплексу — «Огневой контакт». В жилете находится вся основная электроника, GPS приемник для связи (по желанию заказчика), индикатор заряда, аккумуляторы, которые можно заменять во время боя. Также на жилете расположен ЖК дисплей, на который выводится вся нужная и необходимая информация: всегда можно увидеть свое количество жизней, патронов в магазине и их общий запас. Более того, есть возможность во время боя узнать имя игрока тебя «убившего» и определить из какого оружия это сделали.

При стрельбе лазерным лучом специальный динамик издает громкий звук выстрела. Выстрел, достигший цели, игрок сможет прочувствовать достаточно хорошо, так как при поражении противником жилет начинает вибрировать и издавать соответствующие звуки. Тот, в кого попали, «засветится» всевозможными цветами. Для удобства — каждая группа датчиков, будь то голова, тело или руки — подсвечиваются отдельно. Соответственно можно даже увидеть куда попадает игрок, что позволяет избежать игры «в слепую». Всегда можно убедиться в своей меткости, и не только по результатам игры, но и визуально во время нее.

Эффективная максимальная дальность стрельбы — 150 метров (в три раза превосходит пейнтбол и страйкбол!). С помощью кабеля оружие подключается к жилету. Кстати в жилете имеется два разъема, что позволит пощеголять с двумя автоматами наперевес.

Конечно же, ребята очень долго не хотели расставаться с чудо-оружием. Каждый день они с утра спрашивали, «сегодня будет огневой контакт?»

Программа «Ратной Заставы» содержала экскурсионные маршруты. Первая — по Владычнему монастырю, вторая — в музей серпуховского военного института, третья — по Высоцкому монастырю и его окрестностям. Из окрестностей ребятам особо приглянулась плотина на Наре.

Особо стоит отметить и поблагодарить директора и поваров детского сада «Радуга», устроивших участникам и вожатым «Ратной Заставы» очень вкусное и обильное питание.

Многие из отдыхавших ребят намерены вновь приехать в следующий, зимний, сезон. Оно и понятно.

Автор: Сергей Бондаренко

 

 

Статьи о лагере «Ратная Застава»

«Военно-патриотический православный лагерь «Ратная Застава»: дети здесь даже летают на самолете».

http://www.mosoblpress.ru/44/88224/

Вот уже более десяти лет работает военно-патриотический православный лагерь «Ратная Застава». А началось всё в 2002 году, когда группа инициативных молодых людей, имеющих по два образования, одно из которых богословское, решила заниматься проектами для детей и молодежи. Одним из успешных начинаний и стал православный военно-патриотический лагерь «Ратная Застава».
В Протвино лагерь работает с 2001 года при поддержке Администрации города и по благословению протоиерея Павла Пиданова. Так, этим летом вторая смена православного лагеря «Ратная Застава» проходила в школе №1. Всего за четыре смены в лагере отдохнуло 125 ребят из Протвино, Москвы, Тулы, Уфы, Ярославской, Нижегородской, Владимирской областей.
За те две недели, что длится лагерная смена, дети успевают отдохнуть в экологически чистом районе Подмосковья, освоить верховую езду, познакомиться с элементами рукопашного боя и исторического фехтования, научиться стрелять из лука и собирать парашют, покататься на картингах и даже полетать на самолете АН-2. Здесь изучают основы православной веры, историю, медицину. Воспитатели и вожатые стараются занять каждую минуту свободного времени детей. Работа кружков и секций ведётся по 12-ти направлениям. С ребятами занимаются не только штатные педагоги. В гости в лагерь приезжают музыканты, альпинисты, исторические реконструкторы. Неудивительно, что, по словам самих юных воспитанников, им никогда не бывает скучно. Взрослые и дети посещают службы в протвинском храме, педагоги рассказывают школьникам об основах православной веры, об истории мировых религий.
Как подчёркивают организаторы лагеря, члены межрегиональной общественной молодёжной организации «Общее дело», успешная работа была достигнута совместными усилиями. В том числе организаторы благодарят за помощь Администрацию Протвино, в частности, заместителя главы Администрации - начальника управления образования и науки Юрия Романенко, руководство арендуемой школы и родителей воспитанников. К слову о родителях -  они могут не только навестить своих детей в любое время, но и сами принять участие в жизни лагеря.
- Мы стараемся искать школы в экологически чистых местах России, - рассказывает директор лагеря «Ратная Застава» Константин Поваров. – Часто оказывается, что это сельские школы, которые нуждаются в финансировании. И получается такое общее дело: мы платим деньги за аренду, а школа делает ремонт. Нам важно осознавать, что мы помогаем той или иной школе.
Открытость сотрудничеству, забота о социализации подрастающего поколения позволяют неравнодушным педагогам развивать такие успешные проекты.
Ближайшая смена лагеря пройдёт 18-27 августа на турбазе в деревне Юрятино, в полутора километрах от Протвино. А в СОШ №1 нашего города лагерь ждут в гости на Рождество.
 

Светлана Ионова

 

«Седмица» выпуск 20.07.2013 г. №434

«Православный военно-патриотический лагерь «Ратная застава» в этом году отмечает 10-летний юбилей».
 
О том, чтобы дети интересно и продуктивно провели летние каникулы, многие взрослые заботятся заблаговременно. Православный военно-патриотический лагерь «Ратная застава» в этом году отмечает юбилей. 10 лет назад его создал руководитель молодежной общественной организации «Общее дело» Константин Поваров. Сейчас там проходит очередная смена. О необычном детском лагере – в сюжете Анастасии Хомченко.
 

Большой деревенский дом, рядом несколько гектаров земли, засаженные картошкой. Многодетная семья Поваровых перебралась сюда жить из столицы только в этом году. Молодые родители стали фермерами. Однако свою прежнюю работу глава семейства решил не оставлять. Константин Сергеевич Поваров - руководитель молодежной общественной организации «Общее дело». Вот уже 10 лет он организует для ребят в возрасте от 9 до15 лет православный военно-патриотический лагерь «Ратная застава».
Константин Поваров, руководитель лагеря «Ратная застава»: Когда мы провели первые две смены, дети оценили это направление, военно-патриотическое. Детям настолько понравилось, что они сказали, что нам интересно заниматься военно-патриотическими занятиями: сборкой-разборкой автомата, строевой подготовкой, что они сказали, Константин Сергеевич, давайте будем проводить времени за этим. И так родилась идея военно-патриотического лагеря. 
Раньше лагерь «Ратная застава» базировался в сельских школах, в этом году Поваровы решили всех ребят разместить в своем новом просторном доме. Получилось, как в настоящей семье.
Лариса Поварова, координатор лагеря «Ратная застава»:  Живут дети по отрядам вместе. И кушают они вместе, и помогают они друг другу. И вот кто-то что-то натворил, и говорит, почему я должен за него отвечать там что-нибудь. Ну а как вот в семье же все друг за друга отвечают. В школе что-то натворил, родители должны как-то помогать, разбирать эту ситуацию. Здесь мы точно также как в семье в лагере. 
Однако, несмотря на такую домашнюю атмосферу, армейскую дисциплину в военно-патриотическом лагере никто не отменял. Вожатые, большинство из них - бывшие военные, обучают ребят азам военной службы
Олег Севальников, вожатый лагеря «Ратная застава»:  Да, я ветеран боевых действий. Все это дело знаю, все это дело видел. Сам могу постоять за себя и товарищей. \\ Я на этой работе, потому что я осознаю ответственность. За то, что я когда-то буду старый, меня кто-то будет защищать. Поэтому занимаюсь, готовлю смену так сказать достойную. 
Изучение воинского устава, сборка-разборка автомата, стрельба по мишеням, обучение рукопашному бою – это лишь часть того, что за две недели лагерной смены узнают ребята.
Константин Поваров, руководитель лагеря «Ратная застава»: Мы создаем для них настоящую страну детства, работаем по 12 направлениям. И хотим сделать все, чтобы дети увидели, что в этой стране детства существует. Поэтому это и альпинизм, и туризм, и езда на картингах, и верховая езда на лошадях, и вертолеты, самолеты. 

И если одни подростки, отдыхающие в лагере не первый раз, уже оттачивают ранее полученные навыки, то другие делают лишь первые шаги.

Серафим Колыхалов – воспитанник лагеря «Ратная застава»: Никогда не забуду. 
-А что не забудешь-то? Что понравилось, расскажи? 
- Все понравилось. Экстрим тоже есть. Ну, ощущения, которые ты здесь можешь испытать, неограниченны. Чувствуешь свободу. 
Кроме военно-патриотических и спортивных занятий, неотъемлемая часть лагерной жизни – духовная. Педагоги проводят уроки основ православной веры и истории мировых религий. Еженедельно взрослые и дети посещают храм близлежащего города.
Олег Севальников, вожатый лагеря «Ратная застава»: Я думаю, если человек молится, это всегда на пользу. Вот здесь у нас еще чтение Евангелие происходит, да. Каждый день читается одна из глав евангелиста Марка. Это евангелист он еще в то время во времена христианства первого, когда еще был жив, он свое Евангелие написал именно для молодежи, для молодых людей. 
В этом году православный лагерь «Ратная застава» отмечает свой первый юбилей – 10 лет! Освоенная методика работы с подростками, которая применяется в этом лагере, оправдала себя. Многие вчерашние дети, а ныне студенты военных и педагогических вузов поддерживают связь с руководителем лагеря Константином Поваровым и считают, что во многом именно пребывание в лагере «Ратная застава» повлияло на выбор будущей профессии.


 

Анастасия Хомченко Владимир Волынский, Москва.

 

«Военно-патриотический лагерь «Ратная Застава» провел занятия с 40 подростками»

http://rusk.ru/st.php?idar=311533

Всего пять дней отводилось на детский проект. Организаторами была поставлена цель – за четыре дня занятий и один день соревнований дать сорока участникам лагеря в возрасте от 7 до16 лет знания, привить умения и навыки по следующим дисциплинам: высотная подготовка (альпинизм), начальная военная подготовка, рукопашный бой, верховая езда.
За пять дней дети научились вязать основные узлы, используемые высотниками (альпинистами); изучили материальную часть автомата Калашникова (АКМ) и научились проводить его сборку и разборку; освоили основное альпинистское снаряжение и познакомились с армейскими командами в строю; узнали и опробовали простейшие движения и удары рукопашного боя, ознакомились с элементарными приемами.
В специально отведенное для экскурсий время дети посетили мемориальный комплекс г. Протвино "Рубеж славы" и встретились с ветеранами – участниками боев в Подмосковье.
Логическим завершением занятий было проведение соревнований, участники которых пробежали с оружием по пересеченной местности, форсировали реку по подвесным веревкам, забрались на высотное здание, используя альпинистское снаряжение.
Школьники находились под постоянным присмотром 12 педагогов, инструкторов и медиков. Правила предусматривали строгую дисциплину, запрет на курение и сквернословие. Устроенный быт и шестиразовое питание способствовали полноценному отдыху. Высокая насыщенность программы, связанная с небольшим сроком пребывания, не помешала ребятам сойтись ближе как со своими сверстниками, и инструкторами, произвела неизгладимые впечатления, высказанные в отзывах о лагере. Многие участники изъявили желание приехать в зимний и весенний лагерь "Ратная застава".
Заинтересовать детей военно-патриотической тематикой – вот та первоочередная задача, которую устроители лагеря выполнили с успехом. К тому же все ребята, захотевшие продолжить занятия по данному направлению, были приглашены после лагеря на бесплатные занятия в военно-патриотический клуб "Живоносный источник" школы . 868, а также в военно-патриотические клубы Межрегиональной детской общественной организации духовно-нравственного развития и гражданского становления личности "Воскресение" и молодежной организацией "Общее Дело".
Организаторы работы по программам духовно-нравственного и патриотического воспитания надеются, что и впредь в общем деле воспитания детей и молодежи будут принимать участие государственные, общественные и церковные организации г. Москвы.
 

Подмосковье настоящее / Русская линия

 

 

«Ратная застава» обосновалась в Серпуховском Военном Институте

Все знают, что для детей есть лагерь отдыха, лагерь спортивный. А вот про православный военно-патриотический кто слышал? Оказывается, появился и у нас такой. На днях здесь закончилась очередная смена. Православный военно-патриотический лагерь «Ратная застава» располагался на базе Серпуховского военного института. Организован лагерь был межрегиональной общественной организацией «Общее дело» и серпуховским Православным клубом исторической реконструкции «Трилистник». В нем отдыхали около 30 ребят из Москвы и Подмосковья в возрасте от 8 до 16 лет. Разделившись на два отряда, они, как настоящие курсанты, жили в казарме и изучали ратное дело: строевую и огневую подготовку, древнее и современное оружие. И не только. Здесь было все, о чем могут мечтать подростки в этом возрасте: прыжки с парашютом (по разрешению родителей), полеты на самолете, скачки на лошадях (проходившие в спортивно-развлекательном клубе «Пегас»), игра «Зарница» с почти как настоящими лазерными автоматами и даже уроки фехтования. Фехтование преподавал заместитель директора лагеря, председатель «Трилистника», он же администратор сайта www.pserpuhov.ru («Православный Серпухов») Сергей Бондаренко совместно с тульскими коллегами из клуба исторической реконструкции «Император» (этот клуб воссоздает жизнь и быт Германии 14-го века). Инструкторы работали с настоящими железными мечами. Ребятам, во избежание несчастных случаев, дали деревянные. Но боевой дух это не подорвало. Разъезжаясь по домам, отдыхавшие в «Ратной заставе» поклялись вернуться сюда следующим летом. Хотя, может быть, и не придется ждать целый год. В планах организаторов – зимний сбор, который тоже пройдет в Серпухове.

28 августа 2007

 

«О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

http://stjag.ru/


Правительством принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", в разработке которой приняли участие практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума. 
Деятельность институтов государственной власти должна осуществляться на основе концепции патриотического воспитания граждан через межведомственные координационные советы, городские районные программы. Реализовываться они должны через опорные зоны и экспериментальные площадки для накопления и распространения опыта патриотического воспитания, семинары и совещания по подготовке специалистов, разработку моделей центров традиционной культуры, этнографии, боевых единоборств, военно-исторического моделирования, организацию лагерей, проведение военно-спортивных игр, фестивалей, соревнований, слетов и конференций, создание молодежных отрядов волонтеров, учебных центров для призывников. 
Необходимо сформировать научные и методические основы патриотического воспитания - издание методических пособий, книг по военно-исторической тематике, проведение научных конференций. 
Спортивно-патриотическое воспитание – приоритетное направление государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и могут рассматриваться как один из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. 
Сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что в условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана. Значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей. 
Статистика свидетельствует о росте негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, размывании патриотических, гражданских ценностей и идеалов.
Одной из причин создавшегося положения является практическое свертывание военно-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, хотя оно является одним из ведущих направлений воспитания, и должно выступать неотъемлемой составной частью всей деятельности по формированию у подрастающего поколения готовности к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.
Одна из основополагающих характеристик личности - чувство патриотизма, любви к Родине закладывается и развивается вместе с развитием, становлением самой личности с раннего возраста.
Проведённые Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации среди юношей-москвичей призывного возраста социологические исследования наглядно демонстрируют: в молодежной среде отсутствует четкое понимание существующих угроз национальной безопасности и территориальной целостности России. Каждый третий из опрошенных призывников вполне откровенно выразил явное нежелание проходить военную службу. 
С самого раннего возраста необходимо воспитывать в личности высокие морально-нравственные устои, понимание преобладания ценностей общественных, государственных над корпоративными и личными, прививать уважение к культурному наследию своего народа; готовность к самопожертвованию на благо Отечества, приверженность национально - конфессиональным традициям, например - православию, которое было в течение почти тысячелетия общенациональной государственной идеологией России.
Все выше сказанное не ново. Никого из здравомыслящих людей не нужно убеждать в необходимости духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Однако, ничего кардинально не изменилось со времени исчезновения таких общественных институтов воспитания как детская и молодежная общероссийские организации, государственная система каникулярных лагерей. Остается одно: общественным организациям необходимо проявить инициативу снизу и постараться воссоздать утраченные общественные институты воспитания. Конечно, при отсутствии государственной поддержки о масштабной работе прошлых лет не может быть и речи, но каждый успешно проведенный проект может стать примером для государства и общества. 
В качестве примера подобной работы приведем деятельность Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело», сотрудниками которой являются авторы данной статьи.
Межрегиональная молодежная общественная организация «Общее Дело» была создана в 2002 году выпускниками богословских ВУЗов г. Москвы как общественная организация, призванная содействовать воспитанию и развитию детей и молодежи на основании традиционных российских духовных и культурных ценностей.
Направления деятельности организации: еженедельные занятия с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания; подготовка и проведение профильных детских и молодежных лагерей; проведение акций, направленных на защиту традиционных духовных ценностей; издание методической литературы; содействие в реализации городских молодежных программ.
«Общее Дело» - учредитель Межрегиональной детской общественной организации духовно-нравственного развития и гражданского становления личности «Воскресение».
В своей деятельности организация «Общее Дело» тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью и органами государственной власти Российской Федерации. Деятельность организации поддерживается Восточным Окружным Управлением Департамента Образования г.Москвы и администрацией Дворца творчества детей и молодежи «Восточный».
Среди мероприятий, которые были реализованы организацией «Общее Дело» стоит отметить ежегодный Международный молодежный сбор в Крыму; ежегодные международные лагеря во Франции
С 2002 года в Тульской и Московской области совместно с Московским городским штабом молодежно-студенческих отрядов проводятся ежегодные молодежные лагеря труда и отдыха имеющие целью восстановление православных храмов и монастырей. 
Летом 2003 года в связи с общегосударственным празднованием 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца организация «Общее Дело» выступила с инициативой проведения Международных Дней Молодежи в Дивеево, организовала и провела указанное мероприятие при поддержке Правительства Москвы. 
Регулярно в дни школьных каникул организация “Общее Дело” проводит военно-патриотический лагерь “Ратная Застава” в Подмосковье и оздоровительные лагеря в России и в Крыму.
В детских и молодежных проектах организации с 2002 года приняли участие более 3000 человек. 
Организация “Общее Дело”, является постоянным участником детского движения г. Москвы и имеет своего представителя в Общественной палате Российской Федерации. 
В 2003 году между Московским пограничным институтом ФСБ РФ и организацией “Общее Дело” заключено соглашение о сотрудничестве в реализации программ «Общего Дела» по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. 
Военно-патриотические каникулярные лагеря организации проводятся при поддержке Серпуховского Военного Института Ракетных Войск Стратегического Назначения.
Мероприятия и проекты, организованные и проведенные организацией «Общее Дело» освещались в церковных и светских СМИ в России и за рубежом. Организация пользуется информационной поддержкой православной радиостанции «Радио Радонеж», православных Интернет - сайтов.
Специалисты организации оказывают методическую помощь православным педагогам и организациям в реализации программ по духовно–нравственному и военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
В планах Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» проведение работы по созданию подросткового еженедельного журнала, разработка и реализация проекта создания сети кадетских корпусов на базе полупустых сельских и городских школ.
В виду необходимости краткого изложения опыта работы по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания детей и молодежи укажем лишь на значимость проведения военно-патриотических лагерей.
Традиционно большая часть воспитательной работы в России отводилась системе детских каникулярных лагерей. К несомненным достоинствам такой работы следует отнести ее систематичность, профессиональную работу с кадрами, идеологическую согласованность с линией школы и общества, опору на педагогическую методологию и практическую направленность, выстроенную в соответствии с предлагаемой системой ценностей. Эти особенности делали систему детских лагерей полноценным институтом социализации, отличным от семьи и школы. 
По сравнению с учреждениями дополнительного внешкольного образования детские лагеря несут дополнительную психологическую нагрузку. В отличие от кружков, факультативов и секций, акцент в воспитательной работе лагеря стоит не на освоении деятельностью как таковой, а на способах организации этой деятельности. Главные навыки, вырабатываемые в условиях детского лагеря – это навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе, взаимодействия со взрослыми и детьми разных возрастов в обстановке менее формальной, чем в школе, но более структурированной, чем на улице. 
В современном обществе дотрудовой стадии социализации в ее школьный период соответствуют такие институты как семья, школа и учреждения дополнительного внешкольного образования, представленные не единой государственной системой, а, скорее, набором различных секций, кружков, курсов, выбранных родителями, чтобы куда-то «пристроить» ребенка с пользой для его развития. Детские лагеря, к сожалению, представляют собой не более чем каникулярный вариант кружка или секции, куда ребенка отправляют на каникулы, чтобы он не «болтался» дома или на улице. 
На самом деле, социализирующий потенциал временного детского коллектива, которым является лагерь, огромен. В условиях детского лагеря ребенок учится выстаивать свое взаимодействие со взрослыми и другими детьми на совершенно иных основаниях, нежели в семье и школе. Сам характер взаимоотношений в коллективе лагеря коренным образом отличается от семейных отношений и отношений в рамках школы. 
Основанием для семейных отношений в современных семьях все чаще становится совместное проживание на определенной территории, необходимость решать бытовые вопросы с учетом интересов всех членов семьи. Крайне редко встречаются семьи, объединенные какой-либо общей деятельностью, общим интересом, общей целью. Современные семьи нечасто собираются вместе даже на ужин перед телевизором. В ситуации, когда более трети современных детей растут в неполных семьях, семья зачастую не является даже пространством освоения гендерных и возрастных ролей и элементарных бытовых навыков.
Взаимоотношения в школьном коллективе так или иначе сгруппированы вокруг учебной деятельности. Основанием для системы личных симпатий и антипатий, а также статусно-ролевых отношений служат те качества личности, которые связаны с учебной деятельностью. Личностный потенциал, не вписывающийся по тем или иным причинам в структуру учебной деятельности, оказывается невостребованным или даже становится источников проблем. Отношения со взрослыми дистанцированы и формализованы, а в подростковом возрасте часто конфликтны – большей частью из-за неумения раскрыть и поддержать интерес учащихся, учесть их возрастные психологические особенности.
Исследование оснований и возможностей принципиально новых взаимоотношений в условиях детского лагеря само по себе может оказать психотерапевтическое и психопрофилактическое воздействие на ребенка, попавшего в неблагоприятную обстановку в семье или не сумевшего адаптироваться к требованиям школы. 
Именно этот институт способен взять на себя крайне важную функцию значимой для ребенка группы, занимающейся интересной для него, хорошо организованной, общественно-полезной и одобряемой деятельностью под руководством заинтересованного, понимающего взрослого. Такая группа способна стать транслятором личностных идеалов и ценностей, учащим жить и выстраивать свою деятельность в соответствии с творческими, нравственными и духовными потребностями личности. В то же время эта группа становится своего рода безопасным пространством поиска и опробования нового поведения, новых убеждений, новых качеств, т.е., полем социального самопознания и познания другого человека. 
Основные цели, которые ставит перед собой детский лагерь, отражают два основных направления, в которых разворачивается процесс социализации. Первое направление – формирование социально-психологических качеств личности, то есть, тех уникальных свойств, которыми обладает лишь человек и лишь благодаря тому, что рождается и развивается в человеческом обществе. Как уже было отмечено, к социально-психологическим качествам относятся жизненные цели и мотивы, определенные потребности, система ценностей, самосознание личности и т.д. Второе направление – овладение конкретными навыками общения и взаимодействия с людьми, построения отношений, участия в общественной жизни. Оба направления тесным образом взаимосвязаны и их выделение является, скорее, условным, поскольку формирование личности происходит в процессе овладения социально-психологическими навыками.
Первому направлению соответствует та часть работы лагеря, которая направлена на приобщение ребенка к культурным, общественным, духовным ценностям, на раскрытие его творческого и общественного потенциала. В связи с этим направлением работы можно обозначить следующие задачи: 
1. Включение детей в состав группы с гражданскими ценностями и нормами поведения, заданными в виде правил и критериев оценки поведения, методов воспитания, используемой символики, примеров взрослых с целью усвоения участниками группы этих норм и ценностей.
2. Проведение культурно-просветительской работы в соответствии с военно-патриотической направленностью лагеря.
3. Включение детей в активную, творческую деятельность, а также поощрение творческого подхода к любой деятельности, внимание к индивидуальным способностям и возможностям ребенка.
4. Организация совместной деятельности таким образом, чтобы смысл ее стал личностно значимым для участников, а вклад в общее дело мог служить критерием самооценки.
Другой, не менее важный комплекс задач, нацелен на организацию взаимодействия со взрослыми и другими детьми на основе общей коллективной деятельности. К данному комплексу относятся такие задачи:
1. Приобщить детей к опыту построения личных отношений на основании участия в совместной деятельности.
2. Приобщить детей к опыту существования во временном детском коллективе (группа высокого уровня развития), позволяющему освоить и закрепить новый групповой статус, новую роль, выработать определенную социальную интуицию.
3. Способствовать выработке навыков более эффективного общения при решении общегрупповых задач.
4. Способствовать овладению и закреплению навыков более глубокого тематического личного общения.
5. Способствовать развитию навыков адекватного восприятия партнера по взаимодействию (эмпатии, идентификации, рефлексии).
В основе постановки задач стоит стремление научить детей двум важнейшим социально-психологическим навыкам: навыку свободного и глубокого общения и навыку совместной деятельности. 
Если учесть, что многие дети лишены полноценного общения в семье (дети из неполных семей, единственный ребенок в семье) и в школе (конфликтные отношения с педагогами и одноклассниками), и что большинство детей демонстрирует те или иные проблемы в общении, становится понятно, что временный детский коллектив обладает уникальными возможностями в этой сфере. Дети любят общаться, но не умеют использовать общение для самораскрытия, сближения, организации совместной деятельности. Зачастую дети не умеют говорить о том, что их интересует, боятся говорить о том, что их волнует, раскрываться в общении и даже не подозревают, что можно получать удовольствие от познания другого человека. Поскольку в школьный период общение более чем в каком-либо другом возрасте, влияет на психическое развитие, перед лагерем стоит задача научить детей полноценно общаться, а также чувствовать и познавать других людей. Учитывая временную ограниченность лагерных смен, в полной мере осуществить поставленную задачу невозможно, однако следует стремиться к тому, чтобы дети почувствовали интерес и оценили качество предложенного им в лагере общения. 
О навыках сотрудничества можно сказать практически то же самое: современные дети теряют чувство коллективных ценностей, в массовом сознании преобладают ценности индивидуалистические, поэтому попытки организовать совместную детальность часто наталкиваются на неумение идти на компромисс, учитывать общие, а не личные интересы, жертвовать своими потребностями во имя общего дела. В результате дети чувствуют себя невостребованными, ненужными, страдает их потребность ощущать свою причастность к чему-то большому, общезначимому. В пространстве лагеря, с его организованной деятельностью и направленностью на интересы группы, становится возможным научить детей делать что-то вместе, обучить навыкам сотрудничества, привить вкус к совместной деятельности. 
В сущности, при составлении содержательной программы лагеря и выборе мероприятий необходимо, в первую очередь, руководствоваться этими двумя основными задачами. Перед всеми организаторами и педагогами детского лагеря, стоит одна большая задача: организовать такую деятельность, в рамках которой дети могли бы освоить общение и сотрудничество. 
В основу концепции военно-патриотического лагеря положены отмеченные выше потребности современных школьников с учетом особенностей их мировоззрения и самосознания, выявленных с помощью эмпирических социально-психологических исследований. 
Согласно предлагаемой концепции, к военно-патриотическому лагерю (далее – ВПЛ) предъявляются следующие требования.
1. Коллектив ВПЛ является носителем определенной системы ценностей, которая активно реализуется в конкретных мероприятиях культурно-исторической, социальной, духовно-нравственной направленности в соответствии с программой лагеря. Лагерь позволяет реализовывать совместные проекты с другими детскими и молодежными организациями, принимать участие в разнообразных социальных программах, проводить международные мероприятия.
2. В рамках лагерных мероприятий школьникам предоставляется возможность интересного, углубленного, тематического общения.
3. Военно-патриотическое воспитание в рамках ВПЛ призвано приобщить детей к культурно-историческому наследию России, привить чувство своей причастности к культурно-историческому процессу современной России и ответственности за настоящее и будущее своей страны, сформировать осознанную позицию по отношению к воинскому долгу перед своей страной.
4. Гражданское и социальное направление нацелены на формирование активной гражданской и общественной позиции через ознакомление и обсуждение наиболее важных социальных проблем (наркомания, терроризм, охрана окружающей среды, национализм и этнокультурное разнообразие России). Участникам лагеря предлагается также овладеть практическими навыками в области гражданской обороны и туризма, а также социально-психологическими навыками эффективного общения и командного взаимодействия. 
5. Духовно-нравственное воспитание имеет целью ознакомление с основами культурообразующей духовной традиции России, с подвигами прославленных русских князей и полководцев. 
6. Все тематические направления, отраженные в программе лагеря, представлены в единстве познания и активного действия. Культурно-просветительское направление обеспечивает информационное насыщение, интеллектуальное и культурное развитие, осознание своей позиции по предлагаемой проблематике. Практические занятия, проекты, акции и самостоятельные творческие задания способствуют лучшему усвоению и осмыслению материала, а также формируют навык активной реализации своих знаний, умений и убеждений в конкретной деятельности.
Задачи, которые ставятся перед ВПЛ при единой уставной цели - духовно-нравственного развития и гражданского становления личности, решаются в рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Военно-патриотическое и гражданское воспитание;
2. Духовно-нравственное воспитание;
3. Социально-развивающая работа;
По каждому из направлений разработаны специальные обучающие и развивающие программы, объединенные в целостную воспитательную систему, которой является система каникулярных ВПЛ.
В рамках проекта дети знакомятся с патриотической традицией России, а также получают уникальную возможность приобщиться к этой традиции, принять в ней непосредственное личное участие, почувствовать себя частью этого великого целого. Значение подобный опыт для становления всесторонне развитой, гармоничной, сознательной личности невозможно переоценить.
При поддержке Правительства Москвы, Московского Института Пограничных Войск ФСБ и Серпуховского Военного Института РВСН с 2003 года организацией «Общее Дело» проедено уже 20 смен лагеря «Ратная Застава», в которых приняли участие более 2000 человек.
В качестве примера рассмотрим смену, проведенную при поддержке Дома Общественных Связей Правительства г. Москвы 24 июля – 7 августа 2006 г.
Педагогами - организаторами были выполнены следующие требования:
1. Программа должна быть четко спланирована и хорошо освоена взрослыми: вожатыми, педагогами, курсантами;
2. Отдельные мероприятия в рамках программы должны представлять собой проблемные ситуации для овладения определенными знаниями и умениями. В процессе освоения деятельности, дети также осваивают коммуникативные навыки и навыки взаимодействия друг с другом и взрослым;
3. Формы поощрения и наказания, а также организации заданий должны соответствовать основным психологическим особенностям данного возраста. Дети младшего школьного возраста настроены на познавательную деятельность с системой пошагового поощрения. Для подростков более значимым является межличностное общение и общественная значимость их деятельности, а поощрение и наказание связаны со статусно-ролевым положением в группе.
4. Предлагаемые задания должны быть интересны и понятны детям, чтобы их можно было принять как личностно значимые, а деятельность в целом должна быть как личностно, так и общественно значимой и вписываться в более широкий социально-смысловой контекст;
5. Деятельность должна быть обоснована, ее цель - раскрыта и понятна детям: зачем она предлагается, что планируется достичь, как будут оценены результаты и что в результате приобретет для себя каждый ее участник;
6. В процессе деятельности необходимо осуществлять промежуточный анализ, оценку успехов участников деятельности, промежуточное поощрение, закрепляющее статус участников в зависимости от их успехов в данной деятельности, а также общее подведение итогов деятельности с последующим награждением наиболее успешных участников.
14 суток отводилось на детский проект. Казалось бы, что можно успеть за столь короткий срок? Оказывается, много. Для этого привлеченными руководителями военно-патриотических клубов была составлена интересная программа, учитывающая детскую заинтересованность к данному направлению воспитательной работы, приглашены профессиональные педагоги и инструктора, выбрана в качестве базы под лагерь сельская школа неподалеку от 106 Гвардейской Дивизии ВДВ. Так что же это за программа? 
Организаторами была поставлена цель – дать участникам лагеря в возрасте от 7 до 17 лет знания, привить умения и навыки по следующим дисциплинам: высотная подготовка (альпинизм), начальная военная подготовка, рукопашный бой, туризм. Особое место отводилось беседам о героическом подвиге защитников Москвы в дни Великой Отечественной войны. 
Пятьдесят школьников находились под постоянным присмотром опытных педагогов, инструкторов и медиков. Правила предусматривали строгую дисциплину, запрет на курение и сквернословие. Устроенный быт и пятиразовое питание способствовали полноценному отдыху. За несколько занятий дети научились вязать основные узлы, используемые высотниками (альпинистами); изучили материальную часть автомата Калашникова (АКМ) и научились проводить его сборку и разборку, производить стрельбу по неподвижным мишеням; освоили основное альпинистское снаряжение и познакомились с армейскими командами в строю; узнали и опробовали простейшие движения и удары рукопашного боя, ознакомились с элементарными приемами. В специально отведенное для экскурсий время дети посетили культурно-исторические места г. Тулы и г. Серпухова, Серпуховской Институт Ракетных Войск, участвовали в беседах с ветеранами, посвященных истории Великой Отечественной войны. 
Логическим завершением занятий военно-патриотических программ было проведение соревнований, участники которых забрались на высотное здание, используя альпинистское снаряжение, форсировали препятствия по подвесным веревкам, пробежали с оружием по пересеченной местности и поразили специальные мишени.
Высокая насыщенность программы, связанная с небольшим сроком пребывания, не помешала ребятам сойтись ближе как со своими сверстниками и инструкторами, произвела неизгладимые впечатления, высказанные в отзывах о лагере. Многие участники изъявили желание принять участие с следующих сменах лагеря “Ратная застава”.
Конечно, скептики могут возразить, что ребята приобрели лишь обрывочные знания, не изучив ничего конкретного. Заинтересовать детей военно-патриотической тематикой - вот первоочередная задача, которую устроители лагеря выполнили с успехом. К тому же все ребята, захотевшие продолжить занятия по данному направлению, были приглашены после лагеря на бесплатные занятия в военно-патриотический клубы Межрегиональной детской общественной организации духовно-нравственного развития и гражданского становления личности “Воскресение” и молодежной организации “Общее Дело”.
Надеемся, что на примере молодежной общественной организации «Общее Дело» мы доказали, что у общественных организаций России есть возможность внести свою лепту в выполнение государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

 

Статьи на сайте « ПРАВОСЛАВИЕ.РУ»

http://www.pravoslavie.ru/answers/0392.htm

В Сретенской духовной семинарии прошла встреча с руководителем православной молодежной организации «Общее дело» Константином Поваровым. Знание особенностей молодежного служения для будущих пастырей трудно переоценить. Как вести миссию среди нецерковной молодежи, как не потерять тех, кто уже находится в ограде церковной? Каждый из этих вопросов подразделяется на множество мелких, и, чтобы найти на них верные ответы, нужно, в первую очередь, четко ориентироваться в сегодняшней молодежной среде.

Православные молодежные организации в нашей стране стали вести работу с начала 90-х годов, напомнил Константин Поваров. Мощный импульс ей был придан в новом столетии, когда Синодальный отдел по работе с молодежью Московской Патриархии, возглавляемый архиепископом Костромским и Галичским Александром, провел ряд съездов православной молодежи.

Первый такой съезд состоялся в 2001 году в Крыму, а затем в Москве прошел Всецерковный съезд православной молодежи. В последующие годы встречи православной молодежи организовывались по различным епархиям. В них принимали участие различные общественные организации, представители Русской Православной Церкви и государственных структур. К слову, совсем недавно прошел съезд православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья.

Всем памятно высказывание экс-министра образования Владимира Филиппова о том, что воспитание молодежи — это наше общее дело. Задача Церкви, общества и государства состоит в том, чтобы не упустить молодежь, чтобы она стала обретенным поколением. Кстати, Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы была учреждена специальная премия, которая так и называется — «Обретенное поколение».

К примеру, в этом году ею были награждены духовные школы — Московская и Санкт-Петербургская духовные Академии, Костромская духовная семинария; крупнейшие вузы — Российский государственный социальный университет, Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского. Премией «Обретенное поколение» отмечены также заслуги Тверской и Челябинской епархий, Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Также получивший эту почетную награду Санкт-Петербургский велоклуб «Самокат» организовал минувшим летом, совместно с Синодальным отделом по делам молодежи, велопробег, посвященный 625-летию победы на Куликовом поле. Это была серьезная миссионерская акция, которая не только сочетала в себе спортивную часть, но и давала участникам возможность почувствовать свою приобщенность к победе русского оружия.

 

Братство православных следопытов, немыслимое при Советах…

Какие же на сегодняшний день действуют православные молодежные организации? Отметим наиболее значимые.

В рамках Синодального отдела по работе с молодежьюсуществуют Братство православных следопытов и Всероссийское православное молодежное движение. Если первое занимается детьми, то основной приоритет второго, как видно из его названия, — молодежь.

Братство православных следопытов, действующее по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, использует в работе с детьми скаутский метод. Принципиальные особенности скаутского движения — это, во-первых, принятие его участниками и реализация в жизни учения Православной Церкви и, во-вторых, отсутствие идеологизированной политической подоплеки (бывшая во времена Советов пионерская организация, конечно же, таких особенностей не имела и иметь не могла!). Нынешней осенью Братству исполняется 15 лет. За эти годы было проведено более 120 лагерей в различных регионах России и странах СНГ, в которых приняли участие свыше трех тысяч детей и подростков.

Самый знаменитый среди этих лагерей — прошедший уже в четвертый раз «Феодоровский городок» в Подмосковье. Здесь встречаются не только дети, но и православные педагоги, лидеры скаутского движения. Параллельно с детской программой проходят занятия для патрульных, руководителей отрядов и отделений Братства в регионах. Два раза в год — в июле (после праздника св. ап. Петра и Павла) и в феврале (приурочено к празднику Сретения — Дню православной молодежи) в «Феодоровском городке» проводятся молодежные смены. Таким образом, у лагеря несколько целей — подготовка организаторов молодежного служения в регионах, общение православных молодых людей и православное просвещение (встречи с известными богословами, музыкантами, общественными деятелями).

Свои традиции складываются и у Всероссийского православного молодежного движения. Так, в его рамках развивается программа «Отчий край», паломнические, исследовательские, краеведческие поездки. Участники программы — студенты ведущих вузов Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ и др.), которые стремятся познакомиться с искусством и культурными памятниками России, имеющими в своей основе православную веру. В итоге — уже организованы 52 экскурсионные поездки по Подмосковью и Центру России, устроены минувшим летом экспедиция «Сокровища Русского Севера», а также серия прогулок по Москве для учащихся из других городов страны.

 

От «Реставроса» до «Звезды Вифлеема»

Интересные проекты по работе с молодежью — просветительские, социально-психологические, культурно-благотворительные — представляет Патриарший центр развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, который возглавляет игумен Иоасаф (Полуянов). Организованный в 1999 году на базе катехизаторской службы монастыря, Центр в прошлом году получил статус Патриаршего. Активно работает здесь Школа молодежного служения, где юноши и девушки в вечернее время могут проходить подготовку по церковной просветительской и социальной деятельности.

В рамках Центра действует молодежный проект «Реставрос» по оказанию бескорыстной помощи храмам и монастырям в восстановлении святынь. Символично его название: в переводе с греческого «ставрос» означает «крест», с приставкой «ре» получается «восстановление креста». Основные цели проекта — реставрация не только храмов, но и самих душ молодых людей, возвращение к традициям духовного общения, в том числе между уже воцерковлёнными людьми и теми, кто лишь на пути к вере, возрождение православной общины.

В военно-спортивном клубе «Стратилат» дети имеют возможность изучить не только рукопашный бой, но и русскую воинскую культуру в целом, осознать неразрывную связь с нашими святыми воинами — Александром Невским, Димитрием Донским, Феодором Ушаковым. В программу клуба входят занятия по рукопашному бою, марш-броски, форсирование рек, организация оборонно-спортивного лагеря, прыжки с парашютом. Таким образом, речь идет о содействии патриотическому, духовно-нравственному и физическому становлению личности молодого человека через русскую воинскую культуру.

«Звезда Вифлеема» — детский православный лагерь, работающий во время школьных каникул. Как записано в его уставе, «мы собираемся здесь, чтобы наполнить свою жизнь встречами и мечтами, делами и думами, весельем и тишиной, творческими озарениями и радостью открытий…» В программе лагеря — творческие мастерские, спортивные и военные игры, турпоходы с ночевкой, катания на лошадях, обсуждения многих волнующих подростков вопросов.

В каждой смене участники лагеря могут приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. Ведь «Звезда Вифлеема» — это путеводная звезда, способствующая воцерковлению детей. Между тем, как отметил докладчик, по опыту организации православных лагерей, известно, что только треть ребят являются воцерковленными. Многих родители отдают в православные лагеря, потому что в светских находиться ребенку просто не безопасно. Достаточно вспомнить попавшую в прессу историю с ночным морским купанием, да еще когда море было неспокойно — понятно, чем могло это закончиться для ребят. Кроме того, в обычных лагерях дети учатся сквернословить, пить, курить, не говоря уже о более серьезных грехах. Поэтому даже невоцерковленные родители после возвращения своего чада из православного лагеря видят изменения в его поведении в лучшую сторону и воспринимают это как чудо.

Один из последних проектов Центра — создание Интернет-сайта «Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II — детям». Его цель — ознакомить юных христиан с патриаршим служением. По словам создателей сайта, при его разработке «вышивали, лепили, вырезали из дерева, рисовали», словом, делали все, чтобы сайт пришелся детям по душе.

Отдельно следует сказать о медико-просветительском центре «Жизнь» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Он избрал своей миссией противодействие убийству нерожденных детей, а также информирование населения по вопросам, связанным с семьей, браком и современными аспектами биомедицинской этики. Лекторы центра выезжают в школы, вузы, медицинские учреждения. Естественно, молодежи легче воспринимать таких же, как они, юношей и девушек, но несущих православный взгляд на вопросы семейной жизни.

 

«Общее дело» — не общие слова, а конкретные проекты

В завершение обзора современного православного молодежного служения Константин Поваров представил вниманию семинаристов деятельность возглавляемой им организации«Общее дело».

Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» была создана в мае 2002 года выпускниками богословских вузов столицы. Формирование духовно-нравственных устоев, патриотизма личности и безопасной жизнедеятельности — такую задачу ставят еженедельно работающие в ее рамках семейный клуб “Воскресение”, военно-патриотический клуб “Ратная застава” и молодежный клуб “Вожатый”.

«Общее дело» — это отнюдь не общие слова, а конкретные, наполненные живым содержанием проекты. Например, организация ежегодного Международного молодежного сбора в Крыму, международных лагерей во Франции, которые прошли по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Этой организации принадлежит инициатива проведения Международных дней молодежи в Дивеево в 2003 году — в связи с празднованием 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Докладчик особо выделил роль православного лагеря в формировании православно-ориентированной личности ребенка: «Мы имеем там возможность не только учить его основам веры, но направлять его поступки в обычной, ежедневной жизни». Утреннюю молитву и богослужения дети посещают только по желанию. Но понятно, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. И, как правило, ребята в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма — дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание, неуважение к православной традиции нарушителей отправляют домой…

«Общее дело» проводит несколько лагерей — «Ратная застава»«Святого Георгия град»на мысе Фиолент в Крыму, зимний лагерь «Рождественская сказка» в Серпухове. Как показывает жизнь, сами ребята чаще всего выбирают военно-патриотический лагерь «Ратная застава». И вот почему.

Здесь всего за четыре дня занятий и один день соревнований они получают навыки по альпинизму, начальной военной подготовке, рукопашному бою, верховой езде. «Чему можно научиться за пять дней?»- возразит кто-то и будет неправ. Даже младшеклассники, не говоря уже о старшеклассниках, побывав в «Ратной заставе», умеют, например, вязать основные узлы, используемые высотниками, провести сборку и разборку автомата Калашникова, освоили основное альпинистское снаряжение и познакомились с армейскими командами в строю, узнали и опробовали простейшие движения и удары рукопашного боя. А разве забудут ребята выезд в мемориальный комплекс Протвино “Рубеж славы” и встречи с ветеранами — участниками боев в Подмосковье!

В завершение встречи в Сретенской духовной семинарии будущими пастырями был задан докладчику вопрос — как организовать молодежное служение на приходе? Константин Поваров ответил, что для этого необходимы три условия. Во-первых, благословение Божие через благословение священноначалия; во-вторых, сплоченная команда людей, профессионально владеющих своим делом (от рукопашного боя до организации интернет-издания); наконец, в-третьих, финансирование проекта.

Конечно, последний вопрос в столице решается несколько проще, чем в «глубинке», поскольку существует возможность привлечь финансирование из профильных комитетов Правительства Москвы. Но и на местах можно найти благотворителей для этих целей.

 25 / 10 / 2005

ДЕТЯМ НРАВИТСЯ ОТДЫХАТЬ В ПРАВОСЛАВНЫХ ЛАГЕРЯХ

 

Источник: http://www.pravoslavie.ru/guest/4568.htm
© Православие.Ru

 

Интервью с председателем Правления Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» Константином Поваровым.

 - Константин Сергеевич, какие летние лагеря проводит ваша организация в этом году? - В этом году в мы третий раз проводим морской лагерь «Святого Георгия град» на мысе Фиолент (в переводе Земля Бога) в Севастопольской области. Название лагеря неслучайное - в трехстах метрах от него расположен монастырь великомученика Георгия Победоносца. Непосредственно у лагерного пляжа из моря выступает гора, на которой в 891 году святой великомученик Георгий явился терпящим бедствие морякам. Сейчас на месте явления стоит пятиметровый освященный крест. В том же 891 году, почти за 100 лет до Крещения Руси (!), был основан монастырь. И его настоятель иеромонах Аристарх, и другие монахи относятся к нам очень хорошо. Стационарный лагерь мы проводим в третий раз, а до этого несколько лет жили в палатках прямо на территории монастыря. Дети есть дети, их игры неизбежно нарушали монастырский покой, поэтому, когда мы стали разрастаться, взяли у отца Аристарха благословение на организацию стационарного лагеря. Сегодня арендуем гостиницу. Все дети проживают в 3-4-хместных номерах. Но по-прежнему посещаем монастырские богослужения и окормляемся у братии Свято-Георгиевского монастыря. - Вы берете в лагерь только воцерковленных детей? - Нет, это миссионерский лагерь (как и другие лагеря  «Общего Дела»), поэтому он открыт для всех. Утреннюю молитву или богослужения дети посещают только по желанию. Но вы понимаете, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. Как правило, дети в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма - дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание старшим, неуважение к православной традиции отправляем домой. Мы об этом предупреждаем родителей заранее. За три года двоих ребят отправили. - Как вы организовываете детский досуг? - Проводим много спортивных мероприятий. Утро, как и в любом детском лагере, начинается с зарядки. Много купаемся в море. Естественно, во избежание несчастных случаев в море есть специальные ограждения, за ребятами наблюдают спасатели и аквалангисты. Есть тренер, который учит плавать тех, кто не умеет. А для хороших пловцов работает секция подводного плавания (дайвинга). Проходят соревнования по футболу, волейболу, бадминтону, настольному теннису. Есть в лагере и инструктора по рукопашному бою. - В походы ходите? - У нас есть палатки и необходимое туристское снаряжение. Для желающих организовываем походы с одной, иногда с двумя ночевками. - А какая у вас культурная программа? - Очень широкая. Каждый вечер проводим разные викторины: по Закону Божиему в стихах, по естественным наукам, «Хочу всё знать», «Угадай мелодию». Организовываем просмотр фильмов православной тематики с обсуждением. Например, фильм об истории Русской Православной Церкви «Под благодатным покровом». Выступаем на Фиоленте перед моряками с концертом или спектаклем. Концерт состоит из двух частей: православных песнопений и детских песен. Кроме того, для детей работают кружки: хоровой, караоке, игры на гитаре, театральный, "Спасатель" (Основы безопасности жизнедеятельности), бисероплетения, вязания, макраме, вышивки, икебаны, спортивный. Но кружки, как и спортивные секции, ребята выбирают по желанию. А вечерние мероприятия обязательны для всех. - Религиозным просвещением детей занимаетесь? - Каждое воскресенье после литургии проводим беседы с детьми. Рассказываем им о сегодняшнем празднике, объясняем отрывок из Евангелия, который читался на литургии, отвечаем на вопросы. А вопросы дети задают самые разные: где живет Бог, кто такие Ангелы, что такое Причастие? Кроме того, я ежедневно провожу факультативные занятия по Основам православной культуры. Читаем Евангелие с объяснениями. - Сколько человек может принять лагерь в одну смену? - В Крымском лагере - максимум 70. Это вместе с персоналом. В лагере работают директор,4 педагога, 4 кружковода и один врач. - Вы принимаете в лагерь школьников всех возрастов? - Да, с 1-ого по 11-й класс. У нас традиционно 3 отряда: младший, средний и старший. Максимальная численность отряда 20 человек. В таком отряде работают двое педагогов. Но отряд может состоять и из двух человек, и это всё равно будет отряд. - Какие требования вы предъявляете к педагогам, желающим работать в вашем лагере? - Основные требования - профессионализм и воцерковленность. Большую помощь оказывает нам Свято-Тихоновский институт. Студенты миссионерского факультета (я сам окончил этот факультет) постоянно работают у нас вожатыми. - Сколько дней длится одна лагерная смена? - 15. Первая смена отправляется 30 мая, в день Святой Троицы, вторая - 13 июня. По сложившейся у нас традиции «Святого Георгия град» - июньский лагерь. Мы именно потому и стали изначально вывозить детей в Крым, что в нашей полосе в июне, как правило, довольно холодно. В этом году по просьбам родителей будем проводить морской лагерь и в августе. Кроме этого у нас работают еще два лагеря. В пятый раз совместно с Московским пограничным институтом ФСБ России проводим военно-патриотический лагерь «Ратная застава». Этот лагерь расположен в Протвино - самом зеленом городе на юге Подмосковья. Причем в последние годы по просьбе родителей проводим лагерь в Протвино не только летом, но каждые каникулы. Этим летом первая смена выезжает 30 июня, вторая - 17 июля. Обе смены также по 15 дней. Дети и персонал проживают в школе, которую мы арендуем. В одну смену лагерь может принять 60 человек - 45 девочек и мальчиков и 15 инструкторов, педагогов, врачей. Руководит лагерем курсант 5-ого курса Пограничного института Сергей Александрович Мелин. Ему помогают курсанты третьего, четвертого и пятого курсов. Все они рекомендованы своим командованием. Руководители лагеря - прихожане Сретенского монастыря. Лагерь «Ратная застава» - маленькая детская армия. Здесь дети занимаются строевой подготовкой, стрельбой, рукопашным боем. Если в морском лагере поход - дело добровольное, то в «Ратной заставе» - обязательное. Также для всех обязательна «Зарница». Совершаем с детьми полет на самолете АН-2. Как и во всех лагерях, для желающих работают спортивные секции, причем не только игровые, но и верховой езды, альпинизма. - Где же вы в Подмосковье горы нашли?! - Гор нет, но есть заброшенная мельница на речке Протва. (Во время войны ее разбили советские войска – там прятались немцы). Также недалеко от лагеря расположен давно недействующий бассейн. На этих стенах мы и тренируем ребят. Занятия проводят профессиональные альпинисты. Они учат детей не только подниматься по скалам, но форсировать реку, оказывать первую медицинскую помощь. - В этот лагерь тоже берете не только воцерковленных детей? - У нас общее правило для всех лагерей. Воцерковленность - обязательное условие для педагогов. И курсанты, и альпинисты, работающие в  «Ратной заставе» - люди православные. Детей же берем всех желающих, но предупреждаем о православной направленности лагеря и строгой дисциплине. (А в военно-патриотическом лагере она особенно строгая). Лагерь окормляет настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Протвино протоиерей Павел Педанов. Храм расположен в восьмистах метрах от лагеря. Но посещение богослужений, исповедь и причастие для детей только по желанию. Повторяю, мы проводим миссионерские лагеря. - Расскажите, пожалуйста, о третьем лагере. - Третий лагерь – «Мир Божий» - в этом году проводится впервые. Руководит им методист Павел Генрихович Захаров с коллективом воцерковленных педагогов, которые имеют опыт проведения лагерей детского и молодежного активов. Цель всех наших лагерей - создание здорового детского коллектива и знакомство с православной традицией. Стараемся возродить традиции лучших детских лагерей прошлого. В лагере "Мир Божий" запланированы 3 смены по 21 дню: с 7 по 28 июня, с 1 по 21 июля и с 24 июля по 13 августа. Каждая смена имеет свою программу. Поскольку в июне большинство старшеклассников сдает экзамены или проходит практику, первая смена – «Звездная страна» - рассчитана на детей среднего и младшего школьного возраста. Через игры хотим познакомить детей с природой России. Вторая смена – «Ноев ковчег» - включает гражданское воспитание. Под руководством опытных педагогов проходят ролевые игры «Президентская республика», «Гражданин планеты». В третьей смене к гражданскому воспитанию добавляется воспитание военно-патриотическое. Главное мероприятие третьей смены - военно-историческая ролевая игра «Сергиево воинство».  - Где будет проходить лагерь? - В Тульской области. Мы арендуем пионерский лагерь. В нашем распоряжении просторные корпуса на 40 человек каждый, замечательные игровые комнаты, столовая, бассейн. - Тут вы пятнадцатью педагогами не обойдетесь. - Не обойдемся. Но педагогов, соответствующих нашим требованиям, достаточно. Пока не хватает детей. В первую смену записалось всего 20 человек. Лагерь проводится впервые, о нем еще никто не знает, но надеемся, что со временем он приобретет известность. Программа очень интересная. Кроме основных ролевых игр, в каждой смене работают кружки росписи по дереву, игры на гитаре, танцевальный и хоровой, секции туризма, альпинизма, рукопашного боя. Состоятся экскурсии в Тулу. Ребята посетят Музеи оружия, пряников и самоваров, Исторический музей, Тульский Кремль, а также Колюпановский монастырь, где побывают у мощей блаженной Евфросинии Алексинской, искупаются (конечно, по согласованию с родителями) в святом источнике. В будущем планируем построить на территории лагеря часовню. Пока в воскресные и праздничные дни желающие в сопровождении вожатых  смогут ездить на автобусе в тульские храмы. Это 20 минут езды. - Ездят ли в ваши лагеря дети из детских домов, неблагополучных семей? - У нас прекрасные отношения с Ногинским православным детским домом. В частности, из двадцати детей, которые поедут в первую смену в «Мир Божий», 10 - воспитанники этого детского дома. Конечно, таких детей берем только после собеседования. Несколько раз брали детей из неблагополучных семей, но только по конкретной просьбе сотрудников или друзей «Общего Дела». - Как записаться в ваши лагеря? - Достаточно позвонить в организацию "Общее Дело" по телефонам (095)506-14-69, 8-926-223-06-38, или отправить заявку по электронному адресу od_moscow@mail.ru. Рекомендуем детям и родителям ознакомиться с программами лагерей и правилами для участников на сайте организации www.o-d.ru в разделе "Каникулы". Наш адрес:1-я Владимирская, дом 20, кабинет 33А. Проезд до ст. метро «Перово». После каникул мы приглашаем их участников на еженедельные занятия клубов организации, работающих еженедельно в различных округах Москвы по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. Есть спортивные программы: рукопашный бой, плавание, альпинизм. Занятия проводятся бесплатно. - Летом каникулы не только у школьников, но и у студентов. Проводите ли вы лагеря для молодежи? - Да, причем по образцу трудовых лагерей 70-80-х годов. Помогаем восстанавливать монастыри. В этом году с 16 по 26 июля будем трудиться в Серпуховском Владычном женском монастыре, где находится икона Божией Матери  «Неупиваемая Чаша». Этот монастырь принимает нас второй раз по благословению игуменьи Алексии. Лагерь международный, в нем примут участие французы и чехи. Днем работа в обители, а вечером досуг - концерты, викторины, походы, поездки. Программа очень интересная. - Известны ли вам православные лагеря, проводимые другими организациями, которые вы могли бы порекомендовать читателям? - Центр духовного развития молодежи при Свято-Даниловом монастыре проводит лагерь  «Звезда Вифлеема» недалеко от Дивеево. Лагерь проходит во второй раз. Его организатор Егор Коврижкин не только работает с детьми, но и привлекает к работе молодых людей до 25 лет, организовывает их обучение. По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента вблизи Тарусы в третий раз православными предпринимателями будет проводиться лагерь «Звездный». База находится рядом с Окой. Один из директоров базы, Вячеслав Вячеславович Глинчиков, набирает православных педагогов. По благословению владыки Климента в лагере с детьми проживает отец Андрей из Тарусы. Единственный недостаток этого лагеря - маленькие и холодные домики из черепицы. Впереди работы по восстановлению теплого кирпичного корпуса. Необходимы спонсоры. Но по части досуга педагоги делают всё, чтобы детям было интересно. Я рассказал вам о стационарных лагерях, то есть лагерях, имеющих постоянную базу, принятую санитарно-эпидемиологической и пожарной службами. Но при многих приходах давно и успешно организуются палаточные лагеря. Особенно хотел бы отметить Свято-Тихоновский институт. Заместитель декана миссионерского факультета Андрей Борисович Ефимов более 10 лет выезжает с детьми в Ярославскую область. Активно помогает ему в организации лагеря протоиерей Димитрий Смирнов. В этот лагерь отбор более строгий. Он в первую очередь проводится для детей из приходов братства Всемилостивого Спаса. Но и Свято-Тихоновский институт начинался как школа при братстве, а стал всемирно известным богословским институтом. Думаю, что и у лагеря при братстве большое будущее. Возможно, появится своя база, и именно этот лагерь будут брать за образец организаторы стационарных лагерей. При Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви более 10 лет проводятся летние скаутские лагеря, чаще палаточные. Практика показала, что детям нравится отдыхать в православных лагерях. Многие именно там впервые открывают для себя мир Церкви. Надеемся, что количество таких лагерей будет увеличиваться. Пока их недостаточно. Каждый из организаторов указанных программ нуждается в спонсорской поддержке и, конечно же, в помощи правительства Москвы и федеральных органов власти, поскольку ведется работа по реализации детских и молодежных программ. Процитирую слова бывшего министра образования Филиппова В.М.: "Воспитание молодежи - общее дело государства, общества, Церкви". Беседовал Леонид Виноградов Леонид Виноградов Константин Поваров 17 июня 2004 год

 

«ФЕОДОРОВСКИЙ ГОРОДОК – 2007»

 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/864.htm

 

Вот уже который год подряд «Всероссийское православное молодежное движение» организует и проводит в Подмосковье летний лагерь для православной молодежи «Феодоровский городок».

***

…Руководитель православного молодежного объединения «Общее дело» Константин Поваров рассказал о том, как нужно организовывать общественную организацию.

Для этого необходимо:

– благословение священноначалия и молитва;

– харизматичный лидер – профессионал, человек с образованием, который бы встал во главе объединения;

– финансирование.

По мнению К. Поварова, эффективно служат объединению православной молодежи интересные интернет-проекты и сайты, на которых православная молодежь может общаться.